Масленица в 2022 году, какого числа, традиции и как праздновать

Масленица в 2022 году начинается 28 февраля, и сама сырная неделя продлится до 6 марта. Про то, как печь блины и какими они имеют возможность быть, мы ещё многократно расскажем, а на данный момент делимся с вами новыми знаниями о Масленице. Даже в 2022 год всегда есть, что поведать об этом самобытном празднике.

Масленица 2022 года, как высчитывается число

Масленица в 2022 году, как и обычно, всегда празднуется в течение недели перед Величавым постом. Эту неделю называют «сырная». У православной церкви есть своё чтение этой недели, а точнее седмицы. Согласно Типикону, всю седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яичка, сыр, молочные продукты, но запрещено во все деньки – мясо. Так церковь противопоставляет языческий, разудалый праздничек Масленицу покаянной сырной седмице, для которой типично «светлое предчувствие поста».

По другому можно сказать, что масленичная неделя начинается за 56 дней до Пасхи, что обычно соответствует 2-ой половине февраля – началу марта по новенькому стилю.

Почему в Масленицу принято отрешаться от мяса

Во время календарной смена зимы на весну античные греки устраивали весёлые празднества в честь бога Диониса и окрестили праздник Apokries, то есть «без мяса». Почему так? Есть версия, что у фермеров к этому времени заканчивалось мясо.

А ещё Масленицу нередко именуют народным карнавалом. Интересно, что итальянское слово саrnevalе происходит по самой всераспространенной версии от двух латинских слов: carnis vale – «прощай мясо».

Славянские народы употребляют для обозначения Масленицы не только словосочетание «сырная неделя». В ходу ещё и слово «мясопуст», как нельзя лучше характеризующее масленичное меню. Это слово в первый раз было упомянуто в самом начале XI века в Лаврентьевской летописи. Там так описывается эпидемия чумы (мор), которая в 1092 году обвалилась на Друцк и Полоцк, а позже перекинулась на Киев: «яко продахомъ корсты (гробы) от Филипова деньке до мясопуста 7 тысячь». Само письменное упоминание Масленицы датируется ХVI веком.

Снова же церковь объяснила по-своему отказ от мяса на сырной седмице. В одном из источников XIV века сказано, что византийский император Ираклий I, правивший с 610 по 641 год, после шестилетней войны с персидским царём отдал обет не есть мясо в последнюю седмицу перед Величавым постом. Его войска одержали победу. В честь этого правитель обратился к православной церкви с ходатайством и его обет был принят, а сырная седмица и на данный момент – в 2022 году – проходит для верующих без мяса.

Традиции и истоки Масленицы, согласно историческим и литературным источникам

Про Масленицу и блины много писали и пишут. Для начала приведём умопомрачительный факт из книги «Куль хлеба и его похождения» Сергея Васильевича Максимова, российского путешественника, писателя, этнографа, знатока народного быта, работавшего во 2-ой половине XIX века: «Рязанцам велено было проконопатить мохом древесную крепость, они всё ленились, откладывали дело. Подошла Масленица, их приструнили; моху не запасено, а блинов сколько хочешь; они и проконопатили свою крепость блинами». Этот случай похож на исторический смешной рассказ, но точно соответствует бесшабашному настроению Масленицы.

Историки считают, что истоки Масленицы – это языческий праздничек, который отмечали наши предки в честь Волоса (Велеса), «скотьего бога». Он и Перун являлись главными божествами Старой Руси, во многом противостоящие друг другу. Громовержец Перун был богом княжеской дружины, в Волос – богом для всех других русичей, в особенности для крестьян. Идол Перуна устанавливали на холмике, идол Волоса – в низине.

Иван Николаевич Божерянов, российский искусствовед и автор популярных исторических работ в книжке 1894 года «Как праздновал и празднует люд русский рождество Христово, новый год, крещение и масленицу» писал, что даже в XIX веке в Новгородской губернии есть обычай в день святого Власия, 24 февраля (по новенькому стилю) приносить в церковь для освящения свежайшую говядину, называемую «волосной», что припоминает об языческом боле Волосе. Новгородская церковь святого Власия даже стояла на Волосовой улице, месте, где, быстрее всего, прежде располагался идол «скотьего бога».

Божерянов ссылается на Жюля Жанена, французского писателя и журналиста XIX века, который признался: «Масленица возможно родилась на севере, она – дочь мороза. Человек увидал её прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал её в поддержка человеку в самое суровое и грустное время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с опасным глазом, с обнажённою грудью, не с ухмылкой на устах, но с хохотом. Она принудила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась плясать с ним до обморока».

Иван Николаевич пишет: «Вправду, иностранцы, бывшие на Руси 200 лет тому обратно (то есть в XVII веке), докладывали, что во всю Масленицу день и ночь длится обжорство, пьянство, разврат и убийства, так что страшно слышать о том всякому христианину. Сегодняшний Московский патриарх Андриан давно уже желал уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; но же он сократил его на 8 дней». На данный момент мало кто знает, что до крестового похода Адриана против Масленицы праздничек длился 14 дней.

Напрасно иностранные гости так ополчились на Масленицу, в особенности, если подобные праздники были по всей Европе. Да, у нас всегда праздновали этот праздничек широко и щедро, недаром в народе даже на данный момент сохранилась поговорка: «не всё коту Масленица», а ведь были и другие прибаутки, к примеру, «сваталась Маланья на Масленицу, думала-гадала замуж пойти, а того не ведала, что Масленица только юных ставит напоказ» или «выпили пива на Масленицу, а от похмелья разламывало после Радоницы».

Да, Масленица – это, до этого всего, блины, а ещё сырная неделя всегда была известна своими развлечениями. Не зря раньше говорилось: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, танцевать до упаду». В XIX веке в четверг – на «Широкий разгул» – в Архангельске, к примеру, возили по городу самодельный корабль из переоборудованных саней, убранный разноцветными флагами и увенчанный изображениями рыб и зверей. Корабль аккомпанировали ряженые, музыка и песни. Божерянов подразумевает, что этот обычай был вероятно занесён в Архангельск ссыльными либо переселенцами из Москвы и Санкт-Петербурга, которые были очевидцами маскарадных шествий на городских улицах во времена Петра Первого.

Остатками прежних военных потех были и именитые кулачные бои. Помните отрывок из кинофильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», где герой Олега Меньшикова, чтоб утолить свои печали, врывается в самую гущу кулачного боя?!

Даже в летописях есть упоминание о том, что наши праотцы сражались с врагами на кулаках. Уже когда победы в войнах определялись орудием, кулачные бои стали только забавой. Одно время особо славились бойцы казанские, тульские и калужские. Они приезжали в Москву и выигрывали в потешных боях валютные и прочие призы, но и платили за своё бесстрашие жизнью. Казанские суконщики, к примеру, часто побеждали в кулачных боях «стена на стенку».

Масленица 2022 года, какие традиции можно возродить и на данный момент

Есть в традициях празднования Масленицы и более мирные утехи, отлично подходящие и для 2022 года.

Масленичная игра «Взятие снежного города» пришла из поселений казаков Сибири, Урала, Красноярского края, Пензенской и Тульской губерний. Ещё в XVIII веке они строили крепости и городки из снега, а поточнее из больших ледяных или снежных глыб. Сделанное строение заливали водой для большой стойкости и долговечности. Стройка велась на льду рек и озёр, но также и на городских площадях. Обычно в ней участвовали юные мужчины, юноши и подростки при поддержке властей. Снежные постройки нередко украшали декоративные элементы, изображающие людей и животных, ворота и фасад был резными. Для большего эффекта в прорези вкладывали древесный уголь.

Взятие снежного города совершали в Прощёное воскресенье, то есть в последний день Масленицы. Одна группа мужчин, в самых наилучших своих праздничных нарядах защищали свою постройку. Другая – под предводительством «генерала» либо «царя» – нападала. Каким бы азартным не был потешный бой, после него все умиротворенно и дружно отмечали завершение Масленицы. При этом пища и напитки покупалась защитниками и нападающими в складчину.

Ещё на Масленицу катались с горок. Мы уже писали о катальных горках тут. Тогда поводом стал День катыша, отмечаемый 5 марта в честь святого Льва Катанского, христианского епископа и святителя, жившего на Сицилии в VIII веке. Его в народе ещё называли Катальщик либо Катыш. Масленица тоже славилась своими горками, даже если День катыша не совпадал с сырной неделей.

В книжке Божерянова рассказывается, что на первый день Масленицы («Встреча») дети с утра выходили на улицу строить снежные горки, скороговоркой причитывая «Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное тельце, сладкие твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах кататься, в блинах валяться, сердечком потешаться». После такой встречи детки скатывались с горок и кричали: «Приехала Масленица, приехала Масленица».

В Москве самые важные масленичные гулянья проходили на Москве-реке и на Неглинной, которая протекала около западной стенки Кремля, где теперь находится Александровский сад. Конкретно там строились катальные горы для увеселения народа до 1790-х годов. Там же проходили конные бега с ролью рысаков. Но залихватскими катаниями славились Ямские слободки: Тверская, Рогожская и Дорогомиловская. В Санкт-Петербурге были известны «Охтенские горы», куда Государыня Екатерина 2-ая приезжала в сопровождении всего двора. В столицах катальные горки строились с размахом и украшались причудливыми башенками, на которых развевались разноцветные флаги, а повдоль горок, вместо барьера, в два ряда стояли ёлки и скульптуры изо льда и снега.

В сёлах и деревнях катальные горки были не только развлечением, они были частью гаданий и смотрин. Первыми катались незамужние девицы – по одной или целыми группами на прялках. Как далековато скатилась та или иная незамужняя девушка означало, выйдет она замуж рядом с домом – на собственной малой родине или уедет куда-то далековато. Потом на горку поднимались уже мамы семейств. Они не гадали, а зачаровывали будущий урожай – катались «на длинный лён». Они уже использовали для спуска с горы арсенал посерьёзнее – вплоть до перевёрнутых скамеечек. Позже на горки допускались и все другие сельчане, которые обычно часто группами до 10 человек катались на кусках обледенелой свиной кожи. На катальных горках знакомились и приглядывались к будущим супругам и мужьям. Парень мог пригласить понравившуюся даму прокатиться вместе на нарядных салазках. Если спуск проходил удачно, и никто в конце его не падал, он имел право поцеловать кросотку.

Молодые мужчины приносили для женщин угощения: конфеты и орехи, девушки время от времени приходили с блинами, сопровождая свои гуляния и дары направленными на определенную тематику обрядовыми песнями.

Для молодожён посещение катальных горок было неотклонимым.

Что остаётся от Масленицы

Понятно, что в последний день сырной недели – в Прощёное воскресенье – принято спаливать чучело Масленицы. Интересно, что в нескольких исторических очерках XIX века описывался обычай, соответствующий, например, для Костромской губернии. Там в городках был популярен обоз с ряженными – мужиками с соломенными колпаками. Вечером они уезжали подальше от домов и сжигали свои колпаки. В деревнях и сёлах этим же вечерком мужчины и женщины, взяв со собственного двора по пучку соломы, складывали их в одну кучу и сжигали, олицетворяя сжигаемой травой проводы Масленицы.

Изготавливали и более обычные сейчас, в 2022 году, масленичные куколки (чучела). Такая ручная работа распространялась по всей Рф, но особенно популярна была в южных губерниях страны. Мастерили не только Масленицу, но и Масленика. Фигуры использовали в ритуалах и по отдельности, и попарно. Фигуры почаще всего готовили из соломы, но время от времени наряжали деревянные чурбачки, а в Псковской губернии Масленицей была даже снежная баба, которую скатывали с горы, но практически всегда создавали фигуры именно из травы. В любом случае одежду для Масленицы и Масленика собирали по всему селу либо деревне, стараясь создать обобщённый образ всех селян.

Любопытно, что раньше сжиганием Масленицы сырная неделя не заканчивалась. Такового уже в 2022 году, возможно, больше нигде и нет. В материалах Русского этнографического музея есть сведения о Тужилках по Масленице. Их время от времени наименовали как «малая Масленица». Это продолжение масленичного гулянья либо появление отдельных его элементов на первой неделе Величавого Поста, чаще в Чистый понедельник. Смысл Тужилок – сожаление, горевание об ушедшей Масленице, очищение от греховного разгула в начале поста.

В Курской губернии в Незапятнанный понедельник из остатков блинного теста даже пекли «туженники» («тужики») – незначительные хлебцы. Так крестьяне тужили о Масленице, вспоминая её хорошим словом.

По материалам: www.gastronom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это Вам понравится...